Конкуренции не бывает достаточно

Сколько конкуренции достаточно? На многих важных рынках доминируют несколько крупных компаний. Большая четверка аудиторских компаний работает практически со всеми крупными корпорациями. Большинство текущих счетов открыто в небольшом количестве розничных банков. Вы имеете выбор, может, из трех или четырех операторов мобильной связи. Перечень таких олигополий легко продолжить.

Во всех этих областях устоявшиеся компании скажут вам, что они приветствуют конкуренцию. Но одновременно часто объясняют, что стоит довольствоваться тем, что уже есть. Пользователи уже имеют широкий выбор продуктов и поставщиков. Бесспорно, неуместны и, вероятно, вредны меры, поощрять новых игроков до вхождения на рынок или предотвращать слиянием и поглощением или – что хуже – предоставлению доступа другим к инфраструктуре, о чем иногда даже криминальная россия бесплатно вещает, которую за большие деньги построили нынешние лидеры рынка.

Это типичная ситуация для рынка, на котором развиваются частные или государственные монополии. В течение 100 лет в телекоммуникациях ваш выбор сводился к тому, чтобы принимать предложение местного оператора телефонной связи или отклонить его. Но теперь потребители имеют огромное разнообразие выбора. Им, безусловно, не нужно больше. Приоритеты государственной политики должны быть направлены на поощрение инвестиций и инноваций. Глобальная конкурентоспособность, а не конкуренция на внутреннем рынке – вот что важно. Правительственные ведомства и регуляторы все больше готовы воспринимать эти аргументы.

Но конкуренция и конкурентоспособность имеют различные значения в различных контекстах. Выбор между крутит и вертит является важным для Крутя и Вертя, но не для кого-то еще. Когда несколько назойливых проводников в Каире предлагают доставить к Великой пирамиде, ваше решение может определить, будут ли есть их дети в этот день. Для туриста это вообще не важно.

Бренд-менеджеры из компаний Procter & Gamble, Unilever, Kraft и Nestle зацикливаются на деталях упаковки и продукта. Но компании должны тяжело работать, чтобы поддерживать дифференциацию именно через несущественные для пользователей различия. И аудиторы, и банки, и операторы мобильной связи считают, что участвуют в интенсивной конкуренции, тогда как клиенты думают, что все они одинаковы. Конкуренция, как ее воспринимает бизнес, это совсем не то, как ее воспринимают потребители.

Суды и антимонопольные агентства видят конкуренцию еще иначе. За последние годы они построили собственную аналитическую структуру, которая описывает совершенно иной мир, чем тот, в котором живут маркетологи или потребители. Эти подходы используют сокращения, такие как SLC (значительное уменьшение конкуренции, significant lessening of competition) и SSNIP (небольшое, но значимое не временное повышение цены). Проще говоря, тест на достаточную конкуренцию покажет, может ли компания повышать свои цены, не понеся необратимую потерю доли рынка. Существование четырех или пяти активных компаний в отрасли, как правило, достаточно, чтобы удовлетворить тесты, предусмотренные подходами с SLC и SSNIP.

Но преимущество конкуренции не только в том, что она служит удовлетворению нужд потребителя сейчас, но и в том, что она является механизмом для адаптации к тому, чего они потребуют завтра. Динамизм рыночной экономики происходит от инноваций в продуктах и процессах, и радикальные инновации в продуктах и процессах часто – а на самом деле обычно – приходят извне, из-за структуры рынка. Apple меняет природу телефонии, Amazon – книжного бизнеса. Но каждый, кто подошел бы к этим отраслям с точки зрения маркетинга или права, пришел бы к выводу, что там и так уже достаточно конкуренции. Иногда это настолько поглощает, что даже некоторые поздравление другу на свадьбу могут упомянуть эту деятельность, особенно если сам друг давно уж в маркетинге.

Вы не можете доказать, что инновационный вход на рынок принесет пользу потребителям, так как если бы вы могли доказать это, такой вход на рынок уже существовал бы, а вы были бы успешным предпринимателем, а не регулятором или судьей. И большинство инноваций терпят поражение, вот почему успешные предприниматели богаче судей и регуляторов, а неуспешные – беднее. Конкуренции не бывает достаточно, а экономика, которая согласилась бы с противоположным мнением, – это экономика, которая перестала прогрессировать.


_____________
Это интересно:


При полном или частичном копировании материалов обязательно сделайте активную гиперссылку на "Brilliant-Star.ru"!

Комментарии закрыты.

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!